Народный артист РЮО

Народный артист РСО-А

Заслуженный артист КРЧ

артист-Мастер сцены 15 разряда. Родился 6 сентября 1949 года. Окончил Московское театральное училище им.М.С.Щепкина. Окончил Московский институт культуры. Заслуженный артист Северо-Осетинской АССР. Заслуженный артист Карачаево-Черкесии. Народный артист РЮО.

 

Еще один артист, прошедший с осетинским сценическим искусством и период расцвета, и тернии суровых лихолетий. Артист, для которого сцена – это вся его жизнь и смысл бытия. Он всегда был на сцене. С раннего детства. Путь Ванеева на сцену начался в шестилетнем возрасте, с постановки в сельском клубе, где он сыграл маленького пастуха. Потом были и другие небольшие роли, каждая из которых раз за разом утверждала его в мысли о том, что свое будущее он обязательно свяжет со сценическим искусством. Любопытно, что Ахсар не отстранился от своей увлеченности искусством и в годы службы в рядах Вооруженных сил СССР, организовав в войсковой части, где проходил службу, самодеятельный коллектив. Он приобщал к осетинской культуре и, в частности, к национальным танцам, своих сослуживцев, представителей других национальностей огромного Советского Союза… В двадцать лет Ванеев становится студентом Цхинвальского музыкального училища по классу вокала, а в двадцать два уезжает в Москву, в знаменитую «Щепку». Потом были насыщенные, богатые на события и знакомства студенческие годы, учеба у выдающихся мастеров сцены и бесценный опыт, который талантливому парню из далекой Южной Осетии щедро передавали его именитые наставники… А время спустя – еще один ВУЗ. Теперь уже режиссерский факультет Московского института культуры. И, наконец, долгожданная дорога домой. Юго-Осетинский Госдрамтеатр, переживающий в 70-ые лучшие годы своего творческого великолепия, благосклонно принял вернувшегося из Москвы молодого артиста. Режиссеры практически сразу же разглядели в молодом выпускнике комедийного актера, а после нескольких воплощенных на сцене ярких образов это амплуа прочно прикрепи[1]лось к артисту на всю жизнь. Пик популярности, творческого расцвета и востребованности артиста Ванеева пришелся на 80-ые – начало 90-ых годов. В самые сложные годы новейшей истории Южной Осетии Ахсар Ванеев был в числе того состава артистов, который со всей наглядностью показал пример преданности профессии, род[1]ному театру и народу в целом. Это поколение тех артистов, которые остро болезненно пережили с родным театром тяжелые перемены на стыке двух эпох, артистов, не расставшихся с театром даже в самые суровые времена военного лихолетья и затянувшегося периода творческого безвременья. Суровые и тяжелые 90-ые отмечены в актерской биографии Ахсара Ванеева множеством комедийных ролей, которые до сих пор с теплотой вспоминаются цхинвальским зрителем. Мытыл в «Расыггæнджытæ», Сымси в «Сугътаг фыдсылтæ», Илуш в «Робинзонтæ», Мысост в «Кæмдæр ирон лæппутæ зарынц», Хæмæт в «Æз президент куы уаин» – с каждой из этих комедий, в которых он исполнял главные роли, у артиста связаны определенные воспоминания, свои закулисные истории. В 90-ые Ахсар Дмитриевич много работал и как режиссер, поставив около десяти комедий на родной сцене. В его постановке зрители смогли оценить такие спектакли как «Расыггæнджытæ», «Чъребайаг сомихæгтæ» и т. д. И это, по признанию самого артиста, было самым трудным – играть в постановках, которые сам же и ставишь. Впрочем, Ахсар Дмитриевич, несмотря на яркий след, который он сумел оставить в современной истории нашего театра как режиссер, считает делом своей жизни все же именно профессию артиста. Он и сегодня, несмотря на солидный возраст, продолжает много работать. Из недавних его успешных актерских работ можно выделить роль сельского старейшины в постановке «Ныййарæджы кадæг», пастуха в трагедии Коста «Фатима» и роль Сæтти в постановке «Сæтти æмæ Бæтти» (все три в постановке Т. Дзудцова). Кстати, в последней постановке «Фатима» зритель мог наблюдать сразу три поколения актерской династии Ванеевых – вместе с Ахсаром Дмитриевичем в «Фатиме» на сцену вышли его сын, артист Эдуард Ванеев и маленький внук Дмитрий…

Leave a Reply